В 1914 году тайно обвенчался с племянницей Ольги Леонардовны Книппер Чеховой Ольгой Константиновной Книппер, впоследствии известной в Германии актрисой кино, которую высоко ценил Гитлер.
В 1915 году Чехов вновь снялся в кино (дьячок Вонмигласов в «Хирургии» и Калеб в «Сверчке на печи» по Чарльзу Диккенсу), сыграл Фрезера в спектакле студии по произведению шведского писателя Юхана Хеннинга Бергера «Потоп».
В сентябре 1917 года Чехов развелся женой.
В январе 1918 года он открыл частную актерскую студию на своей квартире в Газетном переулке. В июне 1918 года Чехов женился на Ксении Карловне Зиллер, начал работать над теоретическими статьями. В 1919 году в журнале «Горн» появились работы Чехова «О системе Станиславского» и «Работа актера над собой».
В 1920 году Михаил Чехов начал преподавать в студиях Пролеткульта и в Студии им. Ф.И. Шаляпина, в том же сезоне сыграл Мальволио в «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира, репетировал со Станиславским Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя и Эрика в «Эрике XIV» Августа Стриндберга (премьера состоялась 29 марта 1922 года).
В 1922 году Студия совершила большую гастрольную поездку (Рига, Таллин, затем Германия, Прага, Брно) со спектаклями «Двенадцатая ночь», «Эрик XIV», «Сверчок на печи».
По возвращении в Москву Чехов возглавил 1-ю Студию МХТ. В августе 1923 года 1 я Студия МХТ была переименована в МХАТ 2-ой, 17 ноября состоялась публичная генеральная репетиция «Гамлета». По окончании спектакля нарком просвещения Анатолий Луначарский передал Чехову грамоту о присуждении ему звания заслуженного артиста государственных академических театров.
В январе 1925 года начались репетиции пьесы «Петербург» по роману Андрея Белого, премьера которого состоялась в ноябре; спектакль вызвал споры, но игра Чехова покорила даже Станиславского, которому сам спектакль не понравился.
В 1927 году Чехов триумфально играл Хлестакова с артистами ленинградского Большого драматического театра, затем с труппой Малого театра, репетировал «Дело» Александра Васильевича Сухово Кобылина.
В 1927 году вышел фильм с Чеховым «Человек из ресторана» (режиссер Яков Протазанов) по повести Ивана Шмелева (эта роль актера считается самой серьезной).
В январе 1928 года получила широкий резонанс книга Чехова «Путь актера». В марте Чехов подал заявление об уходе из театра, но собрание это заявление не поддержало.
В октябре 1928 года в немецкой прессе появились сообщения о том, что Чехов заключил контракт с немецким режиссером Максом Рейнгардтом и начал сниматься в фильме «Тройка». В ноябре в Вене состоялась премьера спектакля «Артисты» по пьесе американских авторов Уоттерса и Хопкинса в постановке Рейнгардта, где Чехов сыграл свою первую роль за границей – клоуна Скида. Начался второй этап жизни Чехова.
В Германии Чехов снялся в лентах «Глупец из за любви» (1929), «Призрак счастья» (1930), играл в немецком театре «Каммершпиле» Рейнгардта главную роль в спектакле «Юзик» по повести Осипа Дымова «Певец своей печали» (1929), роль русского князя в спектакле «Феа» Франца фон Унру (1930), как режиссер репетировал с актерами еврейского театра «Габима» «Двенадцатую ночь» Шекспира.
В 1930 году Михаил Чехов переехал в Париж, заключив в Германии ряд контрактов в театре и кино. В 1931 году в Париже было основано Общество друзей «Театра Чехова», в его почетный комитет вошли Сергей Рахманинов, Фирмен Жемье, Макс Рейнгардт, Василий Масютин. На пожертвования был заключен договор об аренде помещения театра «Ателье».
В апреле Чехов уехал на гастроли в Ригу, Двинск, Митаву. В мае познакомился с Жоржет Бонер, ставшей его другом и помощницей в создании русского театра. 1 июня на сцене театра «Ателье» был сыгран первый спектакль труппы «Театра Чехова» «Эрик XIV», в ноябре состоялась премьера спектакля по русским сказкам «Дворец пробуждается», в котором Чехов выступил в качестве режиссера и исполнителя роли Ивана царевича.
28 февраля 1932 года он приехал в Ригу, где поставил с актерами Национального театра Стриндберга несколько спектаклей, играл Хлестакова в Театре русской драмы, Мальволио в собственной постановке Шекспира, Фрезера, Иоанна Грозного в собственной постановке «Смерти Иоанна Грозного» Алексея Толстого в Национальном театре.
По приглашению Андрея Жилинского, бывшего соратника по 2-му МХАТ, с начала нового сезона в Ковно (Каунас, тогда столица Литвы) вел занятия по технике актерского мастерства в Литовском государственном театре, а также поставил «Гамлета», «Ревизора», «Двенадцатую ночь». Одновременно продолжал работу в Риге, репетировал «Село Степанчиково» по Достоевскому (играл Фому Опискина) в Театре русской драмы, проводил семинары по системе Станиславского с латышскими актерами.
В 1935 году с «Театром Чехова» выехал на гастроли в Нью Йорк, предложение остаться в Америке отклонил, получив предложение организовать в Англии свою театральную студию. В 1936 1938 годах студия в Дартингтон холле работала много и успешно, но приближение войны в Европе заставили Чехова уехать с большей частью студийцев в Америку.
В начале 1939 года «Театр Чехова» обосновался в Риджфилде, в 50 милях от Нью Йорка. В 1940–1941 годах были подготовлены спектакли «Двенадцатая ночь» (новая, отличная от прежних редакция), «Сверчок на печи», «Король Лир» Шекспира. В 1942 году было принято решение до окончания войны временно закрыть «театральное предприятие».
В 1944 году на экраны вышли фильмы с участием Михаила Чехова «Песнь о России» (колхозник Степанов), «В наше время» (Леопольд). «Новый журнал» начал публиковать воспоминания Чехова «Жизнь и встречи». В фильме «Зачарованный» (1945) он сыграл роль психиатра доктора Брулова, критики оценили работу актера как сенсационную, Чехов был номинирован на «Оскара» и премию Общества театральной кассы «Голубая лента».
В 1946 году с его участием вышли фильмы «Призрак розы» (Поляков), «Клянусь!» (Петер), «Ирландская роза Эбби» (Соломон Леви). Тогда же газеты объявили о создании «Актерской мастерской», где разрабатывался «метод Михаила Чехова» (в измененном виде существует по сей день). В числе его учеников – Грегори Пек, Мерилин Монро, Юл Бриннер. В этот же период Чехов работал режиссером в Лабораторном театре Голливуда. На русском языке вышла его книга «О технике актера».
С 1947 году в связи с обострением болезни Чехов ограничил свою деятельность в основном преподавательской работой, вел курсы актерского мастерства в студии Акима Тамирова, снялся в фильме «Техас, Бруклин и небеса» (1948), в конце 1940 х – начале 1950 х годов работал над биографическими повестями о Чехове, Станиславском, Немировиче Данченко (книги не были написаны).
В 1952 году вышли фильмы «Приглашение» (доктор Фрамм), «Рапсодия» (профессор Шуман), была опубликована на английском языке книга «О технике актера».
Умер Михаил Чехов в Беверли Хиллс (штат Калифорния) 1 октября 1955 года, урна с его прахом захоронена на кладбище Форест Лон Мемориел в Голливуде.
Почти до середины 1980 х годов его имя на родине предавалось забвению. На Западе метод Чехова за эти годы оказал значительное влияние на технику актерского мастерства.
Основой системы Чехова является достижение необходимых ощущений и актерских задач с помощью выполнения внешних физических действий: поз, жестов.
С 1992 года регулярно организуются Международные мастерские Михаила Чехова в России, Англии, США, Франции, Прибалтике, Германии с участием российских артистов, режиссеров, педагогов.
В 1986 году в Москве были опубликованы два тома его «Литературного наследия».
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников