Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.
OK

Гении русского зарубежья

в рамках фестиваля «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ:ГОРОДА И ЛИЦА» - 2023


Гении русского зарубежья

в рамках фестиваля «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ:ГОРОДА И ЛИЦА» - 2023


Выставка рассказывает об уроженцах Российской империи, внесших значимый вклад в культурное и научное наследие всего мира. Герои выставки — лауреаты Нобелевской премии Иван Бунин (по литературе) и Зельман Ваксман (по физиологии и медицине), гении инженерной мысли — Игорь Сикорский, Владимир Зворыкин, Александр Понятов, известный ученый-химик Александр Титов, великий музыкант Сергей Рахманинов, один из создателей цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский и многие другие.

Игорь Сикорский

6 июня 1889, Киев, Российская империя – 26 октября 1972, Истон, штат Коннектикут, США

Выдающийся авиаконструктор, один из пионеров авиации.

Игорь Иванович родился в семье известного профессора психиатрии Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского, которого называли «кумиром просвещенного Киева». В своем доме он учредил первый в России Врачебно-педагогический институт для детей с задержками в развитии, а также школу для глухонемых детей.


От своей матери Марии Стефановны Игорь в детстве впервые услышал о проектах летательных аппаратов великого Леонардо да Винчи. Любимой его книгой стал роман Жюля Верна «Робур — завоеватель», в котором рассказывалось о воздушном корабле. Полет на большом воздушном корабле однажды ему приснился и стал мечтой всей его жизни.


Игорь учился в 1-й Киевской гимназии, затем в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге. В 1906 году на семейном совете было принято решение отправить его в авиационную техническую школу Дювиньо де Ланно во Франции. Окончив школу, Сикорский поступил в Киевский политехнический институт в 1907 году.


Игорь Сикорский
Первый вертолет он построил во дворе своего киевского дома (1909), подняться в воздух вертолету не удалось, зато конструктор получил большой практический опыт. «Геликоптер № 1» стал первым в России вертолетом, доведенным до стадии натурных испытаний. В 1910 году Игорь Иванович построил второй летательный аппарат «Геликоптер № 2», способный поднимать свой собственный вес. В то время Сикорский пришел к выводу, что эра вертолетов еще не наступила и решил заниматься более перспективными разработками — строительством самолетов.

В 1910 году совместно с Федором Былинкиным он создал два первых самолета и начал самостоятельные полеты. В 1911 году Сикорский получил лицензию летчика (№ 64) от Императорского аэроклуба и построил пятый самолет (С-5), способный держаться в воздухе до часа. В 1912 году Игорь Иванович был удостоен Почетной медали Императорского Русского технического общества и Большой золотой медали на Московской воздухоплавательной выставке за модели самолетов С-6 и С-6А. Его имя стало широко известно в России.

В 1912–1918 годах Сикорский работал главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). Здесь он построил свои знаменитые тяжелые многомоторные самолеты «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Такой тип самолетов-гигантов Сикорский считал наиболее подходящим для России с ее огромными пространствами и суровым климатом. «Русский Витязь» был в июле 1913 года в Красном Селе во время Высочайшего смотра войск представлен правлением РБВЗ и командованием русской армии императору Николаю II. Император проявил большой интерес к самолету. За создание многомоторных воздушных кораблей в июне 1914 года Петербургский политехнический институт выдал Игорю Ивановичу диплом инженера. На «Муромце» летом 1914 года Сикорский с экипажем из трех человек совершил уникальный для того времени перелет из Петербурга в Киев и обратно с промежуточной пересадкой в Орше. Расстояние в 1280 км было преодолено за 13 часов.

В Первую мировую войну самолеты Сикорского успешно помогали русской армии. В декабре 1914 года для боевых действий была создана Эскадра воздушных кораблей, в составе которой находились тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец». О качестве и надежности самолетов говорит тот факт, что за всю войну был сбит только один «Муромец». Всего в России Сикорский создал 25 типов самолетов и 2 вертолета.

Октябрь 1917 года вынудил Сикорского эмигрировать. На чужбине, несмотря на трудности, продолжалась плодотворная деятельность авиаконструктора. В США в 1923 году с группой русских эмигрантов он организовал самолетостроительную фирму Sikorsky Aero Engineering. Финансовую поддержку авиаконструктору оказал Сергей Васильевич Рахманинов.
В 1925 году Игорь Иванович приступил к созданию летающих лодок. Летающие лодки S-40 стали первыми серийными пассажирскими лайнерами на океанских авиалиниях большой протяженности. На самолетах-амфибиях Сикорского произошло становление известной авиакомпании Pan American. О надежности и безопасности амфибий ходили легенды.

В 1938 году авиаконструктор вернулся к работе над созданием вертолета. 14 сентября 1939 года экспериментальный вертолет VS-300 впервые в мире оторвался от земли под управлением самого создателя. Вертолет имел одновинтовую схему, которая стала классической — по ней построено более 90% вертолетов мира.

Сикорский придавал большое значение вертолетам при их использовании во время спасательных работ, при перевозке раненых и больных, при инженерных работах. Его вертолеты известны во всем мире, он считается создателем американской вертолетной промышленности. С периода правления Д. Эйзенхауэра и до сегодняшнего времени фирма Сикорского строит вертолеты для президентов США. Еще при его жизни Игоря Ивановича называли «вертолетчиком № 1». Свои машины он испытывал сам. В США авиаконструктор создал 17 базовых типов самолетов и 18 — вертолетов.

Как русский Сикорский принимал активное участие в судьбах соотечественников, оказывая им моральную и материальную поддержку на американском материке. Он был одним из основателей Толстовского фонда, в 1954 году был избран вице-председателем фонда, а в 1955–1957 годах — его председателем.

Будучи глубоко религиозным человеком, Сикорский совместно с русскими сотрудниками авиакомпании на собственные средства в декабре 1929 года основал приход Русской православной церкви и построил часовню во имя Св. Николая Чудотворца. В 1942 году часовня была перестроена в храм.

Деятельность Сикорского была высоко оценена его современниками и потомками. За свою жизнь он получил более 80 различных почетных наград, призов и дипломов. Среди них — российский орден Св. Владимира, медали Д. Гугенхайма и Д. Уатта, диплом Национального зала славы изобретателей. В 1948 году ему была вручена редкая награда — «Мемориальный приз братьев Райт». Сикорский также был почетным доктором многих университетов.

Игорь Иванович Сикорский скончался 26 октября 1972 года во сне в Истоне (штат Коннектикут, США) и похоронен на православном кладбище Св. Иоанна в Стратфорде.

По материалам сайта ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына». Автор: М.В. Жаркова
Больше историй:
При участии
При поддержке